Маршал информационно-идеологического фронта СССР.Читательckychnovosti22 февраля, 2014

ЩЕРБАКОВ Александр Сергеевич (1901-1945). Советский государственный и партийный деятель. Генерал-полковник (1943). Ближайший сподвижник Сталина. Родился в с. Рузе Московской губернии. В 1917 г. вступил в Красную гвардию. В 1938-1945 гг. — первый секретарь Московского городского и областного обкомов ВКП(б), одновременно (с 1941 г.) — начальник Совинформбюро и (с 1942 г.) — начальник Главного политуправления Красной Армии, заместитель наркома обороны СССР.
Щербаков награжден тремя орденами Ленина, орденами Суворова, Кутузова и Отечественной войны I степени. Скончался от сердечного приступа 10 мая 1945 г . Похоронен у Кремлевской стены.


====================
10 мая 1945 года, всего через день после подписания в Карлсхорсте акта о безоговорочной капитуляции Германии, умер главный пропагандист Советской Армии и идеолог Великой Отечественной войны, секретарь МК ВКП(б), начальник Главного Политического Управления Красной Армии, начальник Совинформбюро, заместитель наркома обороны СССР Александр Сергеевич Щербаков…
Было ему всего 44 года…

Всех, кто близко знал Александра Сергеевича, поражала его не знающая предела трудоспособность. Сотрудники А.С.Щербакова были уверены, что он не знает усталости и работает 24 часа в сутки.

Александр Щербаков родился в 1901 году в городе Рузе. Его отец погиб во время разгона рабочей демонстрации в 1907 году, тогда же семья переехала в Рыбинск.
Окончил училище, начал работать на железной дороге, где проникся революционными настроениями. В 17 году вступил в Красную гвардию,  стал членом коммунистической партии уже в 1918 году, участвовал в подавлении белогвардейских мятежей в Ярославской губернии.

За свою короткую жизнь Александр Сергеевич Щербаков прошел такой путь и проделал такой объем государственной работы, что только перечисление всех его должностей и обязанностей заняло бы несколько страниц текста.
В 1924 году, после «Коммунистического университета», Александр Сергеевич работал секретарем райкома, завотделом губкома, редактором газеты «Нижегородская коммуна», потом закончил в 1932 году историко-партийный институт Красной профессуры и работал секретарем Ленинградского, Иркутского и Донецкого обкомов.

В 1934 году на первом Съезде писателей А.С.Щербакова избрали секретарем Союза… писателей СССР.
«…Молодая наша литература найдёт, в лице Вашем, крепкого, толкового, заботливого руководителя, – писал тогда А.С.Щербакову Максим Горький. – Вы понимаете, как необходим такой руководитель… Вы видите, что критика наша всё ещё не учитель. Это – хорошо. И дружески отмечая правильность взятой Вами линии, я нимало не боюсь «захвалить» Вас, «испортить».

В 1938 году Александр Сергеевич Щербаков сменил Н.С.Хрущева на посту первого секретаря МГК ВКП(б).

Этот пост он не оставлял до конца жизни, хотя новые должности не заставили себя ждать – 24 июня 1941 года А.С.Щербаков был назначен начальником Совинформбюро, а в 1942 году еще и начальником Главного Политического Управления Красной Армии. Исполняя новые многотрудные обязанности, Щербаков продолжал исполнять и обязанности главного московского руководителя.
И какие это были обязанности!

Когда началась война, он провел исключительно большую работу по мобилизации трудящихся столицы на отпор врагу. Из числа добровольцев в Москве было сформировано 12 дивизий народного ополчения, для борьбы с десантами и диверсантами противника создано 35 истребительных батальонов. Для борьбы с пожарами было создано 12 тыс. различных противопожарных формирований. Сотни тысяч москвичей работали на строительстве оборонительных сооружений. Под его руководством в Подмосковье разворачивалась деятельность партизанских групп. Предприятия столицы перешли па выпуск военной продукции. Все было подчинено одной цели — выстоять и победить.

А.С.Щербаков отвечал  за строительство оборонительных сооружений как на ближних подступах к Москве, так и в самом городе, и за жизнеобеспечение населения. Так же на А.С.Щербакова была возложена и ответственность за оборону столицы и ее ПВО.

С 22 июля 1941 года начались воздушные налёты на Москву, но за 134 налёта немцам удалось сбросить на Москву всего 1600 фугасных бомб… Насколько ничтожным был этот результат, показывает сравнение – с 8 августа по 4 сентября 1941 года советские бомбардировщики, совершившие 81 самолет-вылет с острова Сааремаа, сбросили на Берлин 635 фугасных и зажигательных бомб.

Не будем отрицать заслуг непосредственных командиров ПВО Москвы, а так же московских летчиков и зенитчиц, но общее руководство и координацию всех структур ПВО осуществлял по указанию Сталина А.С.Щербаков, и это он сумел организовать дело так, что московское небо оказалось закрытым для фашистских самолетов.
Из 9 000 бомбардировщиков, участвовавших в налетах, к Москве прорвалось всего 243 машины. Москва оказалась единственной из европейских столиц, участвовавших в войне государств, которая не понесла больших человеческих жертв и существенного материального ущерба в результате налетов вражеской авиации.

 Сталин высоко ценил организаторские способности А.С.Щербакова, поручая ему все новые ответственные участки работы.

24 июня 1941 г. для руководства всей работой по идеологически выверенному освещению международных и военных событий, внутренней жизни страны было создано Советское информационное бюро (Совинформбюро). На него возлагалось также организация контрпропаганды, составление и опубликование военных сводок по материалам Верховного Главнокомандования. Начальником Совинформбюро был назначен А.С. Щербаков. Граждане нашей страны в годы войны с волнением, тревогой, надеждой и нетерпением ждали сообщения Совинформбюро. За годы войны Совинвормбюро опубликовало свыше 2 тыс. сводок. В 1944 г. оно снабжало статьями 32 телеграфных и газетных агентств, 18 радиостанций во многих странах мира. За один этот год за границу было направлено около 60 тыс. статей.

В июне 1942 г. Александр Сергеевич, оставаясь первым секретарем МК и МГК ВКП(б) и начальником Совинформбюро, был назначен еще и начальником Главного политического управления Красной Армии — заместителем наркома обороны.

Ему принадлежит заслуга перестройки работы Главного политуправления во всех сферах деятельности — организационно-партийной, идеологической, контрпропагандистской, обучении кадров политсостава и переводе 150 тыс. политработников на командную работу, заботе о здоровье и быте воинов на фронте, укреплении связи фронта и тыла. Он тесно сотрудничал с руководителями и членами Ставки ВГК, принимал участие в обсуждении проблем, связанных с проведением важнейших операций действующей армии.

Только сейчас, когда наш разложившийся  народ проигрывает одну информационную войну за другой, понимаешь по-настоящему, как много было сделано Александром Сергеевичем Щербаковым для нашей победы в Великой Отечественной войне. Благодаря его труду, его таланту организатора пропаганды, сразу же удалось вырвать у противника инициативу в информационной войне, обеспечив население, насколько это было возможно, объективной информацией, а потом и перейти в решительное идеологическое  наступление.

Как отмечают биографы А.С.Щербакова, пропаганда как таковая, под руководством Александра Сергеевича, превратилась в особый род войск. Проникнуть в нашу систему радиовещания немцам не удалось, наши же радиопередатчики достаточно легко «вклинивались» в частоту работы немецких радиостанций. «Руководителей министерства пропаганды Германии, – пишет А.К.Дмитриев, – такая ситуация приводила «в бешенство»: русские смогли реализовать то, на что делали ставку немцы. Так что можно говорить о том, что Александр Сергеевич Щербаков командовал особым родом войск; и командовал успешно».

Особое место в информационной войне отводилось Щербаковым работе с мировыми телеграфными агентствами, обеспечению радиовещания в зарубежных странах, изданию газеты Совинформбюро – «Совьет уорд ньюс уикли» в Англии.

Судя по воспоминаниям маршала A.M.Василевского, И.В.Сталин безоговорочно доверял А.С.Щербакову и «материалы, согласованные с Александром Сергеевичем или завизированные им, он подписывал без задержки».

Организация работы по созданию Гимна СССР – тоже заслуга А.С.Щербакова.

Он собрал в помещении Московского комитета ВКП(б) два десятка поэтов и композиторов, и объяснил им, каким должен быть, по мнению «правительства», новый государственный гимн:
– Его слова должны жить минимум десятилетия, а может, и даже наверняка, и сотни лет. Музыка должна быть доходчивой, выразительной, понятной как русскому, так и калмыку. Народ будет петь его в радостях и в горестях. Он должен войти в кровь народа…

Насколько ответственно подходил А.С.Щербаков к этой работе, видно из Докладной записки, поданной им 13 сентября 1943 года:

«Товарищу СТАЛИНУ И.В.
Год тому назад была начата работа поэтов и композиторов над созданием гимна Советского Союза.
К работе над текстом гимна были привлечены лучшие наши поэты. После длительной работы сдали тексты гимна 19 авторов (27 текстов): Лебедев-Кумач, Гусев, М.Голодный, Н.Тихонов, Исаковский, С.Васильев, Антокольский, Рыльский, П.Тычина, Самед Вургун, Колычев, Долматовский, Френкель, Катаев и другие.
Из всей группы композиторов, работавших над музыкой гимна, сдали произведения лишь 8 человек… Все представленные варианты гимна (за исключением гимна, написанного Хренниковым) были разучены хорами и оркестрами Большого театра, Радиокомитета, ансамблем под управлением А.Александрова, оркестром под управлением Чернецкого и прослушаны.
В результате исполнения гимнов оказалось, что ни одно из представленных произведений не может быть рекомендовано в качестве гимна СССР.

Некоторые гимны написаны более удачно, например, музыка Соловьева-Седого на текст Гусева, И.Дзержинского на текст Гусева, М.Блантера на текст Долматовского, Белого на текст Френкеля, но и они требуют серьезной дополнительной работы. Работа композиторов и поэтов над гимном продолжается.
В целях поощрения работы поэтов и композиторов над гимном и ее ускорения прошу разрешить организовать закрытый конкурс на лучший текст и лучшую музыку гимна»…

Из докладной записки Сталину от 04.09.1943:
— 17 и 24 августа с.г. снова были прослушаны исполнения 42 композиторов, из которых десять представили вновь переработанные варианты, на основе замечаний, сделанных 11 и 17 августа.
К сожалению, невзирая на обилие музыкальных вариантов, ни один из них для Гимна СССР непригоден.
Всего, таким образом, было прослушано 55 вариантов музыки, написанной 40 композиторами, среди них — Р. Глиэр, Д. Шостакович, А. Хачатурян, Д. Кабалевский, А. Гедике, А.В. Александров, А.Н. Александров, В. Захаров, Т. Хренников, И. Дзержинский, И. Дунаевский, братья Покрасс, М. Коваль, М. Блантер, В. Белый, В. Мурадели, П. Макарова и другие.

Из представленных вариантов музыки приближающейся к характеру гимна является музыка Д. Шостаковича. Заслуживает внимания музыка А.В. Александрова, В.А. Александрова, В. Анпилогова, В. Белого, В. Захарова, М. Коваля, В. Кручинина, Мосолова, В. Мурадели, Т. Хренникова, А. Хачатуряна и Чемберджи.

К настоящему времени 50-ю поэтами написаны 87 различных текстовых вариантов гимна.
Ряд поэтов представили по несколько вариантов. Например, С. Алымов представил шесть вариантов, М. Голодный – семь, В. Гусев – пять, С. Кирсанов – 11, О. Колычев – четыре, Лебедев-Кумач – пять, Михалков – четыре варианта, но ни один из них не может быть принят и дан композиторам для их работы. Правда, во многих вариантах имеются отдельные хорошие строки и даже целые строфы. 24 августа с.г., после совместного обсуждения с поэтами вопроса о положении дела с текстом гимна, договорились предоставить дополнительно две недели для переработки поэтами написанных и создания новых текстов гимна.

Отсутствие одобренного (принятого) текста гимна, разумеется, отрицательно сказывается на творческой работе композиторов, и все они хотели бы сочинять музыку на те слова, которые останутся, как слова Советского Гимна. Однако, не в одних словах затруднение композиторов, и сама тема столь серьезна и ответственна, что разрешение ее сопряжено с большими трудностями.
Сборник представленных поэтами вариантов гимна, с указанием написанной к части из них музыки, прилагаем.

Гимн, как мы знаем теперь, удалось создать доходчивый, выразительный, понятный как русскому, так и калмыку, и он действительно вошел в кровь народа…
Хочется верить, что когда-нибудь о жизни Александра Сергеевича Щербакова будут написаны книги, ибо вся она была подчинена той огромной государственной работе, которую А.С.Щербаков вел на укрепление  нашей страны, и эта жизнь может служить образцом  служения и поведения для русского человека.

В декабре 1942 года А.С.Щербакову за большую работу по претворению, как сказано в Военной энциклопедии, в жизнь постановлений ЦК ВКП(б), ГКО, приказов Ставки Верховного Главнокомандования НКО СССР было присвоено звание генерал-лейтенанта, а 17 сентября 1943 года звание генерал-полковника.

Умер Александр Сергеевич 10 мая 1945 г., на сорок четвертом году жизни, буквально через несколько часов после того, как с улиц и площадей столицы разошлись сотни тысяч ее жителей, восторженно отмечавших долгожданное сообщение о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.
Есть версия, что он был ликвидирован по типу Жданова, но бесспорных доказательств нет.

После троцкистского реванша 1953 года,  пришедший к власти Хрущев организовывает компанию очернения и забвения  памяти А.С.Щербакова. В частности был запущен миф о пристрастии сердечника Щербакова к спиртным напиткам.  Подключили  к очернительству и творческую интеллигенцию. В частности Корней  Чуковский , вторя хрущевской пропаганде , в своих воспоминаниях  писал: «Меня вызвали в Кремль и Щербаков, топая ногами, ругал меня матерно… я и не знал, что при каком бы то ни было строе, всякая малограмотная сволочь имеет право кричать на седого писателя».

—————
примечание

 Интересно, что восемнадцатилетний сын А.С.Щербакова, младший лейтенант Александр Александрович Щербаков тоже служил в авиаполку ПВО, защищавшем Москву.

Когда началась война, Александр Щербаков учился в институте иностранных языков. Его отец Александр Сергеевич сказал старшему сыну, что в такое время надо быть на фронте, и предложил на выбор несколько краткосрочных (шестимесячных) курсов военных училищ. Александр выбрал училище летчиков.
«Мой родной Шурочка! – писал ему отец незадолго до призыва. – Мне очень приятно было услышать, что ты хорошо учишься и с дисциплиной у тебя в порядке. Я очень прошу тебя… быть лучшим. Не исключено, что вас всех призовут в ближайшее время в армию… и надо быть готовым в любое время к тому, чтобы выполнить свой долг перед Родиной».
Александр Александрович Щербаков исполнил завет отца. В дальнейшем он служил в одном полку с И.Н.Кожедубом, отважно сражаясь в небе над Берлином.
В 1943 г. он окончил Вязниковскую военную авиационную школу летчиков. В сентябре 1943 г. А.Щербаков получил направление в 12-й гвардейский истребительный полк, который входил в состав столичного округа ПВО. В октябре 1944 г. его направили как летчика 176-го гвардейского истребительного авиационного полка на 1-й Белорусский фронт, в составе которого он провоевал до Победы в мае 1945 г. Совершил 25 боевых вылетов, провёл 5 воздушных боёв, в которых сбил в составе группы 1 самолёт противника.

После окончания войны Александр Александрович окончил в 1951 г. Военно-воздушную инженерную академию им. профессора Н.Е.Жуковского по специальности «инженер-механик». В 1951 г. он начал испытывать самолеты в ГК НИИ ВС.
На непосредственную летно-испытательную работу в ЛИИ в июне 1953 г. Александр Щербаков пришел после окончания Школы летчиков-испытателей Министерства авиапромышленности СССР. В ЛИИ он провёл большое количество испытаний многих отечественных самолётов-истребителей на критических, экстремальных и малоисследованных режимах полёта. Это испытания на штопор, прочность, управляемость на предельных значениях скорости, высоты, угла атаки и др. Провел испытания на штопор истребителей МиГ-17ЛЛ, МиГ-19, Як-25, МиГ-21, МиГ-23, МиГ-25, МиГ-27 и др. После комиссии работал ведущим инженером в ОКБ им. А.И.Микояна.
Умер 4 месяца назад  29.11.2013 на 89 году жизни.
—————

календарь
Ноябрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930